Ориентиры образовательной деятельности МАДОУ
«Детский сад № 24»
• Первый принцип - полноценное проживание ребенком всех этапов
детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем
была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория
основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по
сути, сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет
максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного
развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того, чтобы сокращать
эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на
каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать
в ребенка знания, не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать
ребенку развиваться в соответствии с возрастом.
Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этом
возрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть ее самому.
• Второй принцип - построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования);
Индивидуальный подход является органической частью педагогического
процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по
овладению программным материалом. Сущность его выражается в том, что
общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с
коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия
на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и
условий жизни.
Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого
воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к
ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и
умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на
приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития
малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.
У каждого ребенка свой темп развития с учетом его темперамента, характера,
психических особенностей (речь, мышление, восприятие, память…)
• Третий принцип содействие и сотрудничество детей и взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных отношений;
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё
более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную
систему работы. Понимание роли педагога, как транслятора знаний в
прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого
воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга
компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен участником образовательных
отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и
со взрослыми. Разные виды детской деятельности: проектная деятельность,
познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная помогут ребенку
стать полноправным активным участником образовательной деятельности т.д.
в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социальнопедагогического подхода.
• Четвертый принцип - поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности;
инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо
деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности,
предприимчивости;
руководящая
роль
в
каких-либо
действиях. Инициативность определяется, как “характеристика деятельности,
поведения и личности человека, означающая способность действовать по
внутреннему побуждению.
В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как
качество ребенка, его усилия, направленные на удовлетворение
познавательных интересов и потребностей. Каждая деятельность оказывает
своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян,
Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены
благоприятные возможности для формирования целенаправленности и
осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В.
Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности
формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску
адекватных средств самовыражения.
• Пятый принцип- сотрудничество Организации с семьей; триединая
модель образовательного процесса: педагог - ребенок - родитель. Только
через сотрудничество с семьей, через партнерские взаимоотношения
можно полноценно выстраивать образовательную деятельность, решать
образовательные задачи.
• Шестой принцип - приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
Мы все понимаем, что жизненная позиция невозможна без знаний культурных
традиций своего и других народов.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик
личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных
ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в
общении с людьми. Все это актуализирует проблему социокультурного
воспитания детей на социально-педагогическом уровне. В федеральном
государственном стандарте дошкольного образования определяется задача
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства; подчеркивается необходимость формирования у детей
первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур
стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное
развитие ребенка.
• Седьмой принцип - формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения
и творческой активности
• Восьмой
принцип- возрастная
адекватность
дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития).
В работе с детьми необходимо учитывать возрастные возможности детей, их
психологические особенности, знать какие виды детской деятельности
являются приоритетными для данного возраста, учитывать сензитивные
периоды развития дошкольников для полноценного, методически грамотного
построения образовательного процесса (деятельности). Так в Федеральных
государственных образовательных стандартах прописано, что для детей
дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – являются основными виды
деятельности:
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие
виды игры,
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками),
• познавательно-исследовательская (исследования
объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними),
• восприятие художественной литературы и фольклора,
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице),
• конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал,
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
• музыкальная (восприятие
и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах)
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
• Девятый принцип - учет этнокультурной ситуации развития детей.
Выстраивая образовательную деятельность необходимо учитывать тот регион,
в котором мы проживаем, т.к. для детей является малой родиной……
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных
форм
дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности
с
учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.