наличие средств обучения и воспитания

Наличие средств обучения и воспитания
в МАДОУ «Детский сад № 24»
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Наличие средств обучения и воспитания в МАДОУ «Детский сад № 24» и
организация развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают
полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественноэстетического и физического
развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ,
группы и территории, прилегающей к организации, материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Важно, чтобы предметно-развивающая среда была содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1)
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и
воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное
пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для
движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2)
Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
3)
Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т.д.;
наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре).
4)
Вариативность среды предполагает:
наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5)
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
РППС ДОУ обеспечивает и гарантирует:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей;
максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства ДОУ, группы и прилегающих территорий, приспособленных
для реализации Программы, а также материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями
каждого возрастного этапа, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития;
создание условий для ежедневной трудовой деятельности детей;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей
(законных представителей) в образовательную деятельность, осуществление
их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении
их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение
образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение
достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие

возрастные и индивидуальные особенности.
РППС ДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов
детской
активности:
игровой,
коммуникативной,
познавательноисследовательской,
двигательной,
конструирования,
восприятия
произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества,
продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого
возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями
учета особенностей и коррекции недостатков их развития, чтения, книг, игр
для уединившегося ребенка.
В группах МАДОУ «Детский сад № 24» создаются различные центры
активности:
•
«Игровой центр»
Обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых,
режиссерских игр дошкольников.
Игрушки, атрибуты, оборудование
для игр:
многофункциональные кубики; макеты (объемные - домики, гаражи,
плоскостные - карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы
образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера:
человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование
(мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики,
шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки,
солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе - неопознанные предметы
и объекты; в подготовительной к школе группе - мелкие плоскостные
изображения и несколько игровых полей).
•
«Центр познания»
Обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности
детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами,
звуками и слогами; опыты и эксперименты).
Для организации детского экспериментирования и опытов необходимо:
•
Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага,
стекло, резина.
•
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы,
микроскопы.
•
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и
объема.
•
Мерные ложки (от детского питания), сита и воронки.
•
Резиновые груши разного объема, половинки мыльниц.
•
Формы для льда.
•
Резиновые перчатки.
•
Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами,
шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).

•
Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для
коктейля.
•
Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
•
Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские
емкости- упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
•
Лупы.
•
Клеенчатые фартуки, нарукавники.
•
Щетка, совок, тряпки.
•
Технический материал - гайки, скрепки, винтики.
•
Разные виды бумаги.
•
Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
•
Природный материал.
•
Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики).
•
Карточки-схемы проведения экспериментов.
•
Индивидуальные дневники для экспериментирования.
•
Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по
правилам работы в уголке экспериментирования).
•
Персонажи, наделенные определенные определенными чертами (в
младшей группе - любознательный, в средней - удивляющийся, в старшем
возрасте - задающий вопросы почемучка), от имени которых моделируется
проблемные ситуации.
К области познания относится «Уголок занимательной математики»,
который наполняется в зависимости от возраста детей и может содержать:
Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету,
размеру и группировка их по 1 - 2 признакам (например, большую корзинку большие мячи; в красную коробку - красные кубики).
Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических
фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом,
квадратом, затем снова кругом).
Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.
Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий
на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме
(рамки-вкладыши).
Геометрическая мозайка.
Две-три матрешки.
Пирамидки из колец одинакового и разного размера.
Предмета одежды разного размера и назначения.
Игры на развитие сенсорных процессов и способностей
(геометрическое лото, подбери ключ к замку).
Игры с алгоритмами - заданной последовательностью действий.
Игры - логические кубики, уголки, «составь куб».
Серия: «сложи узор», «куб-хамелеон», «Геоконд», «волшебный
куб», «сложи картинку».
Дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, палочки

Кюизенера.
Игры для понимания символики, схематичности и условности («На
что похоже?», «Достройка»).
Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на
познание временных отношений.
Игры для освоения величинных, числовых, пространственных
отношений («составь такой же узор»).
Игры с алгоритмами.
Альбомы с образцами логических упражнений.
Трафареты, линейки.
Игры для деления целого предмета на части и составление целого из
частей («Дроби», «Составь круг»).
Игры с цифрами, монетами.
Игры для развития числовых представлений и умений
количественно оценивать разные величины (часы-конструктор, весы и т.д.).
Модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни
недели).
Календарь, модель календаря.
Игры для развития логического мышления, освоения шашек и
шахмат.
•
«Центр природы»
Центр природы в группе необходим для ознакомления дошкольников с
живой и неживой природой, сезонными явлениями в природе.
Комнатные и искусственные растения.
Декоративные птицы, млекопитающие.
Сезонный растительный материал.
Место для труда.
Календарь наблюдений.
Ящики с посадками.
Календарь природы.
Макеты.
Музейный и коллекционный материал.
Модель времена года.
•
«Центр творчества»
Обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и
театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественноречевая и изобразительная деятельность). Значительную роль в развитии
дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада
большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному
искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные
кладки, изделия народного прикладного искусства с детства входят в
сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые

качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду
людей.
Оборудования для изобразительной деятельности
Полочка с произведениями искусства.
Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
Белая и цветная бумага.
Ножницы.
Пластилин, салфетки.
Губки, штампы, тампоны.
Стеклышки, свечи.
Силуэты, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.
Доски для рисования мелком.
Детские и взрослые работы по рисованию, аппликации.
Баночки для воды.
Природный и бросовый материал.
Дидактические игры.
Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда,
глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская),
деревянные (семеновская, полохов-майданская, матрешки, грибки, коникаталки), соломенные.
Скульптура разных видов, игрушки из глины (тверская, вятская) и
дерева (богородская, архангельские птицы из щепы).
Предметы из резной бересты: коробка, шкатулки (архангельские,
вологодские).
Расписные разделочные доски (городецкие) и
подносы
(жостовские).
Расписная посуда (новгородская, псковская, вятская).
• «Центр строительно - конструктивных игр»
Данный центр является компонентом игрового центра и содержит:
Конструкторы с разными способами крепления деталей.
Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное
выполнение работы).
Опорные схемы, простейшие чертежи.
Необходимые для игр материалы и инструменты.
•
«Литературный центр»
Обеспечивает литературное развитие дошкольников. В нем содержатся
книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:
- произведения фольклора,
- сказки русские народные и народов мира;
- произведения русской и зарубежной классики;
- произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).

А также: книги любимые детьми этой группы; сезонная литература;
обменный фонд (для выдачи на дом); детские журналы (старшая группа);
словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми);
увлечение детей (открытки, календари).
•
«Центр речевого творчества»
Содержит игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка
к освоению чтения и письма. Центр речевого творчества включает в себя
театрализованную деятельность:
Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
Кукольный театр.
Театр из игрушек-самоделок.
Театр резиновых игрушек.
Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
Клубковый театр.
Театр марионеток.
Плоскостной театр.
Теневой театр.
«Уголок ряженья»: костюмы, украшения - кулоны, бусы, пояски,
браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами,
косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы
костюмов).
Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не
соотносящиеся по размеру, цвету.
Игры, разрезанные картинки.
•
«Спортивный центр»
Обеспечивает
двигательную
активность
и
организацию
здоровьесберегающей деятельности детей. Мини-физкультурные уголки
содержат материалы для игр малой подвижности (мячи, скакалки, обручи,
ленты, кегли, кольцеброс).
Построение предметной среды ориентированно на концепцию
целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что
предполагает:
•
последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии
с возрастом детей;
•
учет половых особенностей и предпочтений детей;
•
направленность
на
развитие
ребенка
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между
детьми;
•
стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных
творческих проявлений.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель самостоятельно может

оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды
и степень ее влияния на детей:
•
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что
обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью
материалов, удобством их размещения.
•
Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»),
при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не
менее хорошо всем слышен.
•
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр,
игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной
деятельностью.
•
Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей:
много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций
и других продуктов создается детьми в течение дня.
•
Положительный
эмоциональный
настрой
детей,
их
жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».