Наличие средств обучения и воспитания
в МАДОУ «Детский сад № 24»
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Наличие средств обучения и воспитания в МАДОУ «Детский сад № 24» и
организация развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают
полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественноэстетического и физического
развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ,
группы и территории, прилегающей к организации, материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Важно, чтобы предметно-развивающая среда была содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1)
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и
воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное
пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для
движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2)
Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
3)
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т.д.;
наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре).
4)
Вариативность среды предполагает:
наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5)
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
РППС ДОУ обеспечивает и гарантирует:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей;
максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства ДОУ, группы и прилегающих территорий, приспособленных
для реализации Программы, а также материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями
каждого возрастного этапа, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития;
создание условий для ежедневной трудовой деятельности детей;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей
(законных представителей) в образовательную деятельность, осуществление
их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении
их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение
образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение
достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие
возрастные и индивидуальные особенности.
РППС ДОУ обеспечивает возможность реализации разных видов
детской
активности:
игровой,
коммуникативной,
познавательноисследовательской,
двигательной,
конструирования,
восприятия
произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества,
продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого
возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями
учета особенностей и коррекции недостатков их развития, чтения, книг, игр
для уединившегося ребенка.
В группах МАДОУ «Детский сад № 24» создаются различные центры
активности:
•
«Игровой центр»
Обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых,
режиссерских игр дошкольников.
Игрушки, атрибуты, оборудование
для игр:
многофункциональные кубики; макеты (объемные - домики, гаражи,
плоскостные - карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы
образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера:
человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование
(мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики,
шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки,
солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе - неопознанные предметы
и объекты; в подготовительной к школе группе - мелкие плоскостные
изображения и несколько игровых полей).
•
«Центр познания»
Обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности
детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами,
звуками и слогами; опыты и эксперименты).
Для организации детского экспериментирования и опытов необходимо:
•
Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага,
стекло, резина.
•
Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы,
микроскопы.
•
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и
объема.
•
Мерные ложки (от детского питания), сита и воронки.
•
Резиновые груши разного объема, половинки мыльниц.
•
Формы для льда.
•
Резиновые перчатки.
•
Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами,
шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).
•
Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для
коктейля.
•
Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
•
Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские
емкости- упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
•
Лупы.
•
Клеенчатые фартуки, нарукавники.
•
Щетка, совок, тряпки.
•
Технический материал - гайки, скрепки, винтики.
•
Разные виды бумаги.
•
Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
•
Природный материал.
•
Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики).
•
Карточки-схемы проведения экспериментов.
•
Индивидуальные дневники для экспериментирования.
•
Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по
правилам работы в уголке экспериментирования).
•
Персонажи, наделенные определенные определенными чертами (в
младшей группе - любознательный, в средней - удивляющийся, в старшем
возрасте - задающий вопросы почемучка), от имени которых моделируется
проблемные ситуации.
К области познания относится «Уголок занимательной математики»,
который наполняется в зависимости от возраста детей и может содержать:
Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету,
размеру и группировка их по 1 - 2 признакам (например, большую корзинку большие мячи; в красную коробку - красные кубики).
Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических
фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом,
квадратом, затем снова кругом).
Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.
Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий
на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме
(рамки-вкладыши).
Геометрическая мозайка.
Две-три матрешки.
Пирамидки из колец одинакового и разного размера.
Предмета одежды разного размера и назначения.
Игры на развитие сенсорных процессов и способностей
(геометрическое лото, подбери ключ к замку).
Игры с алгоритмами - заданной последовательностью действий.
Игры - логические кубики, уголки, «составь куб».
Серия: «сложи узор», «куб-хамелеон», «Геоконд», «волшебный
куб», «сложи картинку».
Дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, палочки
Кюизенера.
Игры для понимания символики, схематичности и условности («На
что похоже?», «Достройка»).
Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на
познание временных отношений.
Игры для освоения величинных, числовых, пространственных
отношений («составь такой же узор»).
Игры с алгоритмами.
Альбомы с образцами логических упражнений.
Трафареты, линейки.
Игры для деления целого предмета на части и составление целого из
частей («Дроби», «Составь круг»).
Игры с цифрами, монетами.
Игры для развития числовых представлений и умений
количественно оценивать разные величины (часы-конструктор, весы и т.д.).
Модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни
недели).
Календарь, модель календаря.
Игры для развития логического мышления, освоения шашек и
шахмат.
•
«Центр природы»
Центр природы в группе необходим для ознакомления дошкольников с
живой и неживой природой, сезонными явлениями в природе.
Комнатные и искусственные растения.
Декоративные птицы, млекопитающие.
Сезонный растительный материал.
Место для труда.
Календарь наблюдений.
Ящики с посадками.
Календарь природы.
Макеты.
Музейный и коллекционный материал.
Модель времена года.
•
«Центр творчества»
Обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и
театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественноречевая и изобразительная деятельность). Значительную роль в развитии
дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада
большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному
искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные
кладки, изделия народного прикладного искусства с детства входят в
сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые
качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду
людей.
Оборудования для изобразительной деятельности
Полочка с произведениями искусства.
Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
Белая и цветная бумага.
Ножницы.
Пластилин, салфетки.
Губки, штампы, тампоны.
Стеклышки, свечи.
Силуэты, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.
Доски для рисования мелком.
Детские и взрослые работы по рисованию, аппликации.
Баночки для воды.
Природный и бросовый материал.
Дидактические игры.
Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда,
глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская),
деревянные (семеновская, полохов-майданская, матрешки, грибки, коникаталки), соломенные.
Скульптура разных видов, игрушки из глины (тверская, вятская) и
дерева (богородская, архангельские птицы из щепы).
Предметы из резной бересты: коробка, шкатулки (архангельские,
вологодские).
Расписные разделочные доски (городецкие) и
подносы
(жостовские).
Расписная посуда (новгородская, псковская, вятская).
• «Центр строительно - конструктивных игр»
Данный центр является компонентом игрового центра и содержит:
Конструкторы с разными способами крепления деталей.
Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное
выполнение работы).
Опорные схемы, простейшие чертежи.
Необходимые для игр материалы и инструменты.
•
«Литературный центр»
Обеспечивает литературное развитие дошкольников. В нем содержатся
книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:
- произведения фольклора,
- сказки русские народные и народов мира;
- произведения русской и зарубежной классики;
- произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).
А также: книги любимые детьми этой группы; сезонная литература;
обменный фонд (для выдачи на дом); детские журналы (старшая группа);
словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми);
увлечение детей (открытки, календари).
•
«Центр речевого творчества»
Содержит игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка
к освоению чтения и письма. Центр речевого творчества включает в себя
театрализованную деятельность:
Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
Кукольный театр.
Театр из игрушек-самоделок.
Театр резиновых игрушек.
Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
Клубковый театр.
Театр марионеток.
Плоскостной театр.
Теневой театр.
«Уголок ряженья»: костюмы, украшения - кулоны, бусы, пояски,
браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами,
косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы
костюмов).
Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не
соотносящиеся по размеру, цвету.
Игры, разрезанные картинки.
•
«Спортивный центр»
Обеспечивает
двигательную
активность
и
организацию
здоровьесберегающей деятельности детей. Мини-физкультурные уголки
содержат материалы для игр малой подвижности (мячи, скакалки, обручи,
ленты, кегли, кольцеброс).
Построение предметной среды ориентированно на концепцию
целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что
предполагает:
•
последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии
с возрастом детей;
•
учет половых особенностей и предпочтений детей;
•
направленность
на
развитие
ребенка
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между
детьми;
•
стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных
творческих проявлений.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель самостоятельно может
оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды
и степень ее влияния на детей:
•
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что
обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью
материалов, удобством их размещения.
•
Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»),
при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не
менее хорошо всем слышен.
•
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр,
игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной
деятельностью.
•
Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей:
много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций
и других продуктов создается детьми в течение дня.
•
Положительный
эмоциональный
настрой
детей,
их
жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.