Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24» (МАДОУ «Детский сад № 24»)
Принято
Педагогическим советом
Протокол№ 1 от 28.08.2024г.
Утверждаю
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 24»
______________/О.А. Денисова
Приказ № 191-од
от 28 .08.2025 г.
Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для
воспитанников с ОВЗ
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение об адаптированной образовательной программе
(далее - АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов (далее - дети с ОВЗ) дошкольного образовательного учреждения
МАДОУ «Детский сад № 24» (далее - ДОУ) разработано в соответствии:
• со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012;
• с
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного
образования,
утвержденным
приказом
Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1 1 5 5 "Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования" (п. 1.3);
•
Постановление главного государственного санитарного врача от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказом Минпросвещения РФ от 31.07.2020г № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам-образовательным программам
дошкольного образования»;
• Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022г.
№ 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
• с Уставом Учреждения.
1.2. Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения.
1.3. АОП разрабатывается самостоятельно ДОУ на группу обучающихся,
относящихся к одной категории лиц с ОВЗ, с учетом примерной программы
коррекционно-развивающей работы данной категории лиц с ОВЗ с 4 до 7 лет.
1.4. АОП разрабатывается группой педагогических работников, принимается
педагогическим советом ДОУ и утверждается заведующей ДОУ.
1.5. Положение об АОП вступает в силу с момента издания приказа «Об
утверждении Положения об адаптированной основной образовательной
программе для детей с ОВЗ, детей-инвалидов» и действует до внесения
изменений или до принятия новой редакции.
II. Структура адаптированной основной образовательной программы
Структура АОП соответствует требованиям к содержанию федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения и
содержит четыре раздела:
-целевой;
-содержательный;
-организационный:
-дополнительный.
2.2. Титульный лист содержит:
- информацию об Учреждении, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и
утверждена АОП;
- гриф принятия АОП (с указанием даты проведения и номера протокола
педагогического совета);
- гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения
(с указанием даты и номера приказа);
- полное наименование АОП с указанием категории детей, для которых она
разрабатывается;
- год составления АОП.
I. Целевой раздел АОП содержит следующие части:
1. Обязательная часть.
пояснительную записку и планируемые результаты освоения АОП с учетом
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее дети с ограниченными возможностями здоровья).
1.1.1.
Пояснительная записка содержит:
- общую характеристику АОП, в том числе нормативные документы, на
основании которых она разработана, с указанием примерных программ
коррекционно-развивающей направленности для данной категории детей с
ОВЗ;
- цели и задачи реализации АОП;
- принципы и подходы к формированию АОП;
2.1.
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе возрастные и индивидуальные характеристики особенностей
развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- характеристики особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ (если таковые имеются;
- планируемые результаты освоения программы
- развивающее оценивание качества. Система мониторинга динамики
развития детей с ОВЗ.
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- цели и задачи
- принципы и подходы
- особенности развития детей дошкольного возраста по выбранному
направлению
- планируемые результаты освоения программы по выбранному
направлению
- перечень оценочных материалов (педагогическая диагностика
индивидуального развития детей)
II. Содержательный раздел АОП раскрывает:
1. Обязательная часть:
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка с ОВЗ, представленными в пяти образовательных
областях:
- содержание и задачи образования (обучения и воспитания) по 5
образовательным областям
- Взаимодействие педагогов с детьми, особенности образовательной
деятельности разных видов и культурных практик
- способы и направления поддержки детской инициативы
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
3. Программа воспитания
-Пояснительная записка
3.1.
Целевой раздел Программы воспитания
- Направления воспитания
3.2.
Содержательный раздел Программы воспитания
3.2.1
Уклад ДОУ:
- цель и смысл деятельности ДОУ, ее миссия;
- принципы жизни и воспитания ДОУ;
- образ ДОУ, её особенности, символика, внешний имидж;
- отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям),
сотрудникам и партнерам ДОУ;
- ключевые правила ДОУ;
- традиции и ритуалы, особые нормы этикет ДОУ;
- особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОУ;
- социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда
ДОУ (этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
3.2.2
Воспитывающая среда ДОУ:
- условия для формирования эмоционально-ценностного отношения
ребенка к окружающему миру, другим людям, себе;
- условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и
поступка в соответствии с традиционными ценностями российского
общества;
- условия для становления самостоятельности, инициативы и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях,
включая разновозрастное детское сообщество.
3.2.3
Общности:
- ценности и цели: профессионального сообщества, профессиональнородительского сообщества и детско-взрослой общности;
- особенности организации всех общностей и их роль в процессе
воспитания детей;
- особенности
обеспечения
возможности
разновозрастного
взаимодействия детей.
3.2.4
Задачи воспитания в образовательных областях
3.2.5
Формы совместной деятельности
- Работа с родителями: виды и формы деятельности по организации
сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей),
используемы в ДОУ в процессе воспитательной работы
- События ДОУ:
- проекты воспитательной направленности;
- праздники;
- общие дела;
- ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
- режимные моменты (приём пищи, подготовка ко сну и прочее);
- свободная игра;
- свободная деятельность;
- Совместная деятельность в образовательных ситуациях: перечень
конкретных
видов
организации
совместной
деятельности
в
образовательных ситуациях, которые имеются в ДОУ или с указанием их
воспитательного потенциала
- Организация предметно-пространственной среды: перечень конкретных
позиций, имеющихся в ДОУ или запланированные с кратким описанием
- Социальное партнерство:
- перечень конкретных позиций, имеющихся в ДОУ или запланированные
с описанием деятельности
- участие представителей организаций -партнеров в проведении
отдельных мероприятий;
- участие представителей организаций -партнеров в проведении занятий в
рамках дополнительного образования и акций воспитательной
направленности;
- реализация различных проектов воспитательной направленности,
совместно
- разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и
педагогами с организациями-партнерами.
3.3.
Организационный раздел Программы воспитания.
4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая
образовательную деятельность по коррекции нарушений развития
обучающихся с ОВЗ.
4.1.
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
4.2.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
-Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей и/или инклюзивного образования.
- специальные условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья
- механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ
- использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
4.3.
Описание деятельности по психолого-педагогическому
сопровождению детей различных категорий целевых групп обучающихся.
5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность.
6. Комплексно-тематическое планирование и сложившиеся традиции
Организации, план воспитательной работы.
III.
Организационный раздел.
Обязательная часть
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка с ОВЗ (в соответствии с нозологической группой)
1.3.
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды
1.4.
Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Кадровые
и финансовые условия
1.5.
Перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений
1.6.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
1.7.
Перечень художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства
1.8.
Режим и распорядок дня в дошкольных группах, учебный план,
1.
1.2.
календарный учебный график
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
- Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием
парциальных программ, методик, форм организации образовательной
работы (перечень).
IV.
Дополнительный раздел содержит:
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АОП
ДОУ
2. Используемые Программы: ФАОП ДО и парциальные программы
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
детей
III.
Изменения и дополнения в АОП
3.1.
АОП может изменяться и дополняться по решению
педагогического совета.
3.2.
Основания для внесения изменений:
• обновления системы образования (изменение нормативной базы,
регламентирующей содержание общего образования),
• предложения педагогических работников по результатам реализации
АОП в текущем учебном году,
• обновление списка, используемой литературы и методических пособий.
3.3.
Дополнения и изменения в АОП могут вноситься ежегодно перед
началом нового учебного года. При накоплении большого количества
изменения АООП корректируются в виде новой редакции программы.
IV.
Ответственность и контроль
4.1.1
Ответственность за полноту и качество реализации АОП
возлагается на педагогов ДОУ, реализующих АОП.
4.1.2
Контроль над полнотой и качеством реализации АОП
осуществляется администрацией ДОУ.
3.3.1
Ответственность за контроль над полнотой и качеством
реализации АОП возлагается на старшего воспитателя дошкольного
учреждения.
V. Делопроизводство
5.1.
АОП хранится в методическом кабинете МАДОУ, и представлена
на сайте и стенде для ознакомления родителей (законных представителей).
5.2.
АОП хранится 3 года после истечения срока ее действия.